Какой дебют лучше играть за белых. Как играть дебют. Основные принципы. Отказанный Ферзевый Гамбит

Все дебюты берут начало с одной и той же исходной позиции, поэтому прежде всего надо хорошо изучить маршруты фигур с начальных позиций.
Выбор дебютной схемы должен осуществляться с учетом силы противника. Играя белыми, надо не только задумать определенный план атаки, но и знать, как именно будет строить свою игру партнер. К примеру, что будет делать перед угрозой появления в центре двух белых пешек по четвертому ряду? Допустит ли он их в центр, а если допустит, то станет ли атаковать сразу или разрешит пешкам какой-то период там пожить спокойно?
Бывает так, что вашу угрозу партнер вовсе не воспринимает как угрозу (верно ли его мнение, вопрос иной). Тогда ходы, которые вы со стороны партнера считаете обязательными, ему представляются просто потерей времени. Эти соображения действуют в течение всей игры, но в начале партии о них почти всегда забывают. Между тем все шахматные дебюты-от элементарных до самых сложных - базируются на разном понимании своих задач белыми и черными. Тут-то и завязывается конфликт, который достигает максимальной остроты в миттельшпиле, а результаты которого более удачливая или более опытная сторона пожинает нередко только в эндшпиле.
Поэтому нельзя бездумно копировать даже самые хорошие дебютные ходы-надо понимать, почему играть так, а не иначе, знать сильные и слабые стороны этих ходов. Особенно относится это к пешкам, которые ходить назад не могут. Но и фигурам без необходимости не следует занимать поля, с которых их могут вскоре согнать.
Надо с первого хода войти в игровой контакт с партнером и стремиться к тому, чтобы каждый ваш ход чем-то ему мешал, заставлял тратить лишние силы для реализации своих идей и планов. Не так уж это и трудно, если хорошо изучить... начальную позицию.
Пора, видимо, сказать о том, что в шахматах не существует единой дебютной стратегии. Когда-то, когда обязательными считались ходы 1.е4 е5, общей была стратегия открытых дебютов. После того как черные на первом ходу стали избегать хода е7-е5, отдавая предпочтение другим продолжениям, появилась стратегия полуоткрытых дебютов. Позднее, когда в моду вошло начало 1.d4 d5, была разработана стратегия закрытых дебютов. И наконец, с появлением дебютов, где черные не отвечают симметрично пешкой ферзя, появилась современная стратегия полузакрытых дебютов.
Исчерпывается ли этими четырьмя типами дебютная стратегия? Нет, конечно; было бы удивительно, если бы такую бесконечную игру, как шахматы, можно было бы исчерпать схемами даже на первых ходах. Но по своей универсальности - от открытых дебютов до закрытых-эта формула вмещает в себя все разнообразие позиций, возможных в начале игры.
Зачем нам необходимо деление дебютной стратегии на смысловые части? Для того чтобы в миттельшпиле уметь быстро ориентироваться в незнакомой обстановке: эта позиция возникла из такого-то дебюта, следовательно, в ней действуют такие-то и такие-то закономерности. Каждая позиция имеет определенные признаки, точно указывающие, хотя бы из какого типа дебютов она возникла. Разве что в эндшпиле уже не всегда удается определить исходный дебют, но это и не требуется - в эндшпиле есть своя типовая классификация.
Конечно, и в миттельшпиле существует свое деление на позиции разного типа, знание которых помогает правильно оценивать ситуацию. Но и знание типа дебюта значительно облегчает понимание любой позиции.
Возьмем простой случай. Белые сыграли 1.е4 . В ответ на 1 ... е5 они готовы пойти 2.Bс4 . Но черные играют 1 ... с5 . Что делать? Сегодня у шахматистов такой вопрос не возникает - есть "известные образцы", но начинающий нередко играет 2.Bс4 , а после 2...е6 3.Nс3 Nf6 4.е5 d5 удивленно смотрит на позицию и долго решает, то ли увести слона, то ли взять черного коня. В следующий раз он уже так не играет, но все равно оказывается в сходной ситуации, потому что число позиций неисчерпаемо. А решение проблемы есть: не спешите с выводом фигур за третью горизонталь, подождите, пока в центре появится хорошее поле, защищенное от нападений пешками. Но и тут есть исключения: например, в испанской партии слон на b5 выманивает пешку, в сицилианской защите конь d4 занят тем же. И в этой неоднозначности правил вся игра!
Что же все-таки можно рекомендовать начинающему шахматисту в дебютной стадии? Какой из четырех типов стратегии лучше поможет ему в изучении шахматных премудростей? Вопрос очень трудный. Но ответ на него есть: думать с самого начала игры, не торопить свои пешки и фигуры, помнить о том, что тип дебюта определяется по мере развития сил обоих партнеров, а не только по вашей или чужой игровой воле.
Конечно, самое привлекательное в игре-с первого хода не уступать партнеру ни одной клетки без боя. Скажем, хочет он после 1.е4 пойти 2.d4 и захватить центр. Что ж, подготовимся к этому ходу, сыграем 1...е5 . Или после 1.d4 из тех же соображений пойдем 1...d5. От принятого решения - препятствовать пешкам занять центр или допустить образование центра-зависят ваши ближайшие ходы. Препятствуя созданию пешечного центра, вы сразу ввязываетесь в ближний бой, и это совсем не так плохо, потому что вы могли его смоделировать при подготовке к игре, благо пешечные стычки на первых ходах хорошо разобраны в сотнях книг. Играть будет легко, но интересно ли? Думается, только в том случае, если вы приготовите новую идею, парадоксальный замысел, никем еще не испытанный ход.
А если вы хотите с дистанции понаблюдать за соперником, то у вас снова выбор: как долго наблюдать? Во французской защите, как и в защите Каро-Канн, можно допустить две пешки в центр и тотчас их атаковать: 1.е4 е6 (с6) 2.d4 d5! Если же у вас хватит смелости выжидать более длительное время, скажем, пять семь, а то и десять ходов, то вы можете избрать построения с фианкеттированным королевским слоном, например знаменитую староиндийскую защиту.
Преимущества таких "дистанционных" дебютов для игры бесспорны - вы можете удобно расставить свои фигуры по трем горизонталям и охранять точки прорыва по пятой (для партнера) горизонтали. Если же представится случаи-самим нанести удар по пешечной цепи белых (е7-е5 или с7-с5).
Эти рекомендации не являются, конечно, исчерпывающей дебютной лоцией, но они полезны.

Старинные шахматные дебюты

В дружеском поединке, когда главный смысл игры видится в поочередном разгадывании замыслов, скрытых за отдельными ходами партнера, а не в самом факте выигрыша, непременным условием для увлекательного сражения является энергичный выход пешек и фигур на активные позиции. История шахматного дебюта сохранила для нас много образцов, следовать которым можно и сегодня.
После ритуальных пешечных ходов от короля (1.е4 е5) создается внешне совершенно симметричная позиция. Однако это иллюзия. Равенство возможностей только кажущееся. Белые могут избрать план атаки и немедленно начать его проведение, черные тоже могут наметить план, но должны ждать ход партнера. Так ли существенна эта разница? Бесспорно одно: в дебюте лишний ход позволяет захватить инициативу.
В открытых дебютах скрыта маленькая тайна: кто первым успеет ввести в бой силы ферзевого фланга, тот обычно и добивается успеха, атака его бывает неотразимой. Чтобы отвлечь внимание партнера от необходимости быстрого развития, уже далекие наши предки придумали простой игровой прием: позволить противнику безнаказанно лакомиться своими пешками, а то и фигурами. И пока он радостно будет подсчитывать число сбитых с доски вражеских фигур, мы успеем окружить и заматовать его беспечного короля. Рассмотрим несколько примеров на эту тему. Начнем с северного гамбита.
1.е4 е5 2.d4 ed 3.с3 dc 4.Bc4 cb 5.Bxb2 Bb4+ 6.Nс3 Nf6 7.Ne2 Nxе4 8.0-0 Nxс3 9.Nxc3 Nxc3 10.Bxс3 О-О

Черные прихватили несколько пешек и, не долго думая, увели короля в безопасное место. Но такое ли оно безопасное, если учесть, что для обоих белых слонов открыты главные боевые диагонали? Финал игры представляет несомненный интерес: 11.Qg4 g6 12. Qd4 , и оказалось, что встречи с ферзем черному королю не избежать.
Итак, завязываем узелок на память: два слона, нацеленные на позицию рокировки, всегда представляют большую силу.

Под знаком быстрого развития фигур действуют белые и во всех вариантах королевского гамбита. Более 400 лет известен такой его вариант:
1.е4 е5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.Bc4 g4 5.O-O gxf3 . Пока черные утоляли голод, белые целенаправленно развивали фигуры. Теперь у них большой выбор различных путей атаки. Прежде всего на ум приходит ход 6.Nc3 или 6.d4 ,чтобы открыть дорогу чернопольному слону.

В любом случае у белых сильная атака на застрявшего в центре короля соперника. Но всегда есть шахматисты, которые любят вести оборонительную игру, поэтому найдутся охотники играть эту позицию черными. Поскольку "Самоучитель" в первую очередь обращен к тому, кто хочет вместе со своим другом изучать основы шахматной игры, то для читателя будет полезно испытать силы в этой позиции при игре и белыми и черными.

В теоретических справочниках рекомендуется такое продолжение: 6.Qxf3 Qf6 7.e5 Qxe5 8.d3 Bh6 9.Nc3 Ne7 10.Bd2 Nbc6 11.Rae1 Qf5 с указанием, что при правильной игре... ни одна из сторон не в силах выиграть. А если играть не совсем правильно? Если рискнуть испробовать более острый путь атаки - 6.Bxf7 +, вытаскивая короля поближе к центру?

Тогда события могут принять иной оборот.
6.Bxf7+ Kxf7 7.Qxf3 Qf6 8.e5 Qxe5 9.d4 Qxd4+ 10.Be3 Qf6 11.Nc3 fxe3 12.Qh5+ Kg7 13.Rxf6 Nxf6 14.Qg5+ Kf7 15.Rf1 Be7 16.Nd5 e2 17.Rxf6+ Ke8

18.Re6 de 19.Qxe7# .
Неправда ли, яркая борьба? Словами можно такую партию расцвечивать бесконечно, но сейчас для нас важно завязать еще один узелок на память: фигуры ферзевого фланга не должны так беспечно отдыхать на исходных позициях; если бы черные в какой-то момент продвинули на два поля пешку d7 , то атаковать белым было бы труднее, так как слон с8 имел бы возможность помогать королю.

Еще раз напоминаем: брать чужие пешки можно, но о развитии своих фигур на обоих флангах забывать не следует. Вот пример из моей юношеской практики:
1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 Nf6 4.e5 Nh5 5.Nc3 d6 6.Bc4 dxe5 7.Nxe5 Qh4+ 8.Kf1 Be6 9.Bxe6 Ng3+ 10.Kg1 Bc5+ 11.d4 Bxd4+ 12.Qxd4

Ne2+ 13.Nxe2 Qe1#!
Здесь нам представилась возможность наблюдать согласованную работу черных фигур. Таинственным образом один слон отвлек внимание белых от диагонали а6-f1, а второй выманил с поля d1 ферзя. Затем в игру вступил черный конь и сурово спросил: ферзь или король? В этой партии тоже можно завязать традиционный узелок: к месту боя опоздала ферзевая ладья, столь же пассивна оказалась и ее напарница.

Помните: в открытых дебютах надо поскорее вводить в бой обе ладьи, в центре они очень нужны.

Королевский гамбит Бронштейн ЭВМ Москва, 1963
1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 Nf6 4.e5 Ng4 5.d4 g5 6.Nc3 Ne3 7.Qe2 Nxf1 8.Ne4 Ne3 9.Bd2 Nxc2+ 10.Kf2 Nxa1 11.Nf6+ Ke7 12.Nd5+ Ke6 13.Qc4 b5

14.Nxg5+ Qxg5 15.Nxc7+ Ke7 16.Nd5+ Ke6 17.Nxf4+ Ke7 18.Nd5+ Ke8 19.Qxc8+ Qd8 20.Nc7+ Ke7 21.Bb4+ d6 22.Bxd6+ Qxd6 23.Qe8#! Этот пример убедительно говорит в пользу наших узелков на память: в дебюте надо думать о развитии всех фигур, это значительно повышает оборонительные возможности.

При всем том если бы черный король был благоразумнее, не вышел бы так неосторожно на шестую горизонталь, то найти путь к выигрышу было бы далеко не просто. Еще одна памятка: даже в трудных, стесненных позициях можно весьма долго, а порой и успешно, обороняться.

Когда одна из сторон ведет атаку, то невольно стремится одним ближайшим ходом решить все проблемы, поэтому-то часто выбирается ход агрессивный, но не самый сильный. Использовать некоторую заминку в атаке нередко удается с помощью встречного острого хода.
Возьмем такой пример: 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Nd4 4.Nxe5 Qg5

5.Nxf7 Qxg2 6.Rf1 Qxe4+ 7.Be2 Nf3х Красивая игра, поучительный результат. Только зачем белые так легко отдали важную пешку g2 ? Конечно, взять конем пешку f7 было очень заманчиво, так как этим ходом конь нападал одновременно на ферзя и ладью. Увы, полакомиться ладьей конь неуспел. Так не лучше ли было взять пешку f7 слоном?

Конечно, это не грозная коневая вилка, но ведь это шах королю. А для начинающих шахматистов ход с шахом всегда доставляет игровую радость. Объяснить радость от шаха очень легко: у соперника резко ограничивается возможность выбора хода, и, понятно, нам легче прогнозировать свои ближайшие действия.

В нашем примере шах слоном позволял белым выиграть темп для следующего хода, а в шахматах каждый темп на вес золота. Ход 5.Bxf7+ мог придать игре совершенно иное направление:
5... Ке7 6.0-0 Qxе5 7. Bс4

Мы пришли к позиции, оценить которую можно однозначно: она в пользу белых. Основанием для такой оценки является прежде всего разница в позициях королей: белые укрыли своего короля за шеренгой из трех пешек, а король соперника застрял в центре и находится на перепутье фигурных дорог. К тому же, пожертвовав коня, белые приобрели две пешки, готовые тотчас двинуться в атаку.

Вероятно, позиции ферзя и коня черных, нерасчетливо вышедших в центр доски, тоже не являются хорошими. В самом деле, уже ближайшим ходом белые начнут пешечную атаку, и обеим черным фигурам придется отступать. Эту модернизацию старинного варианта нашел много лет тому назад автор "Самоучителя" и, помнится, был этим горд.

Эта рекомендация тоже запатентована в справочных изданиях, в которых приводится такая короткая партия: 5. ... Nxe4 6.Qh5+ Ke7 7.Qe2 Bf5 8.Bg5+! . Жертва коня в данном случае не столь эффективна, как жертва слона в предыдущем случае, но она в значительной мере вынужденна: при спокойном продолжении 4.NfЗ Nxe4 5.d4 d5 создать атаку белым сложней.

Быть может, вместо 3.Nxe5 следует играть более предприимчиво, скажем, 3.d4 или 3.Bc4 Nxе4 4.NсЗ? Искать ответ на этот вопрос я не стану - не одно поколение шахматных теоретиков уже сломало зубы об этот орешек, но, может быть, кто-нибудь из читателей окажется удачливее?

Раз уж мы начали рассматривать варианты,в которых король по неосторожности своих придворных попадает в трудную ситуацию, то вспомним еще пару характерных примеров.

В варианте дебюта четырех коней 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Nc3 Nf6 4.Bb5 Nd4 5.Nxe5 Qe7 6.f4 Nxb5 7.Nxb5 d6 8.Nf3 Qxe4+ 9.Kf2 Ng4+ 10.Kg3 Qg6 11.Nh4 Qh5 12.h3 Nf6 13.Nxc7+ Kd8 14.Nxa8

на доске создается сложная позиция. Если черные ответят сейчас 14... Nе4+ , то после 15.Kh2 Qxh4 16.Qe1 выяснится, что смелый прыжок - черного коня - 4. ... Nd4 - потерпел в итоге фиаско.

Но достаточно сыграть иначе - 14. ... Qxh4+! , и возникают два забавных варианта:
1) 15.Kh2 Ng4+ 16.Qxg4 Bxg4 , и белые потеряли ферзя,
2) 15.Kxh4 Ne4! 16.Qg4 Be7+ 17.Qg5 Bxg5+ 18.fxg5 h6 19.g6 fxg6 и король белых в матовой сети.

Кто попадет в такую ловушку, никогда ее не забудет и, может быть, даже посчитает, что поторопился с ходом 5.Nxе5 . Но разве дело в этом ходе? Нет, конечно.

В соответствии с принципом скорейшего развития белым вряд ли следовало затем уходить конем из центра - 8.Nf3 . Вот какой ход заслуживает вопросительного знака! А можно было сообразить,что черный ферзь загородил дорогу слону, королю придется какое-то время провести без рокировки, поэтому имело смысл сыграть смело 8.d4 dxe5 9.fxe5 Nxe4 10.0-0 с хорошими видами на атаку.

Аналогичную картину можно увидеть в редком варианте романтической венской партии:1.e4 e5 2.Nc3 Bc5 3.Na4 Bxf2+ 4.Kxf2 Qh4+ 5.Ke3 Qf4+ 6.Kd3 d5 7.Kc3 Qxe4 8.Kb3 Na6 9.a3

и после логичного 9. ... Bd7 10.Nc3 Nc5+ 11.Ka2 белый король уходит в безопасное место. Однако в случае 9...Qxa4+ 10.Kxa4 Nc5+ у короля возникают проблемы, спрятаться на а2 не удается. Во всех дебютных справочниках утверждается, что после 11.Kb4 a5+ 12.Kxc5 Ne7 13.Bb5+ Kd8 14.Bc6 b6+ 15.Kb5 Nxc6 16.Kxc6 Bb7+ 17.Kb5 17...Ba6+ получается ничья вечным шахом, так как плохо играть 18.Ка4 ввиду 18... Bс4 .

У читателя, видимо, создается впечатление, что в этом варианте искать защиту должны белые. Но шахматы потому и привлекают самых разных людей, что одной логикой не всегда удается понять скрытые пружины конфликтной шахматной проблемы. И бывает, что взгляд, не связанный предрассудками элементарной логики, помогает увидеть парадоксальное решение.

Здесь типичный пример, показывающий трудности программирования шахматной стратегии только на базе здравого смысла. Почему белые играют 11.Кb4 ? Потому что король инстинктивно хочет держаться поближе к своему лагерю, поближе к убежищу на поле а2. Ясно, что если идти вперед - 11.Кb5

то можно оказаться в более опасной ситуации. Что же в действительности? Ход 11.Кb4 хорош по всем статьям, но он допускает выпад черной пешки с шахом! Ну какая, кажется, разница: все равно ведь, чтобы вернуться на b3, надо побить черного коня и ликвидировать его давление на поля а4 и b3. Однако, как мы знаем, эта мера белым не помогает. Получается только ничья.

Секрет шахматной игры, возможно, в том и заключается, что, только поняв слабости одного хорошего во всех отношениях хода, начинаешь искать ход лучше . А понять слабость хорошего с виду хода удается часто лишь с помощью ответных ходов партнера. Спасибо ему!

Если есть время - а в практической игре его всегда не хватает, - то изредка полезно рассматривать парадоксальные ходы . Если коня с5 все равно надо побить, то почему обязательно лезть под шах? А если сыграть 11.Кb5 а512.Кxс5 - разницы то нет? Но чтобы прийти к таким выводам, то есть принять решение двинуться королем в глубь чужого лагеря, надо как минимум быть уверенным, что в ответ на 11.Кb4 черные непременно сыграют 11. ... а5.

Сделаем допущение, что наши выводы истинны. Тогда белым имеет смысл пойти королем на b5, а там уже выбирать - бить черного коня или сделать другой ход. Пора вспомнить, что ход 11.Кb5 мы заприметили по одной лишь причине - ответ 11. ... а5 последует без шаха, значит, у нас будет выбор.

Так что же, 12.Qh5 или 12.Bс4? Например:12.Qh5 Nе6! 13. Kа4 Nc5+ 14. Кb5 - вновь только ничья. Логика тут не поможет: одно озарение может подсказать вариант 12.b4 Nе7 13.Ьа! А после 11. ... Nе7? 12.Qh5! белые тоже выигрывают.

Если бы автор обязан был бы дать только одну дебютную рекомендацию любителям, то я, не колеблясь ни секунды, сказал бы: играйте гамбит Эванса .Тайна заключается в том, что в этом дебютном построении все время надо отражать взаимные угрозы и создавать новые, придумывать свои энергичные ходы и старательно разгадывать планы противника. Здесь начинается такой острый бой, что, даже зная, какие угрозы нависают, нельзя точно предсказать, какая именно угроза будет использована противником в том или ином случае.

Для легких дружеских партий нет в шахматах лучшего начала. И не надо опасаться того что в этом дебюте вроде бы у черных сил сразу становится больше.Гамбит Эванса - это не вариант, это стиль ведения шахматной партии . И те, кто хочет успешно продвигаться вперед по линии турнирных успехов, не могут пройти мимо этих азов шахматной стратегии. Королевский гамбит тоже великолепен, но в нем слишком рано играет король белых. Этого минуса нет в гамбите Эванса. Тут и черный король успевает рокировать... хотя не всегда. Главное разветвление дебюта выглядит так:
1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Bc5 4.b4

4...Bxb4 5.c3 Ba5 6.d4 exd4 7.0-0 dxc3 Черные приобрели две пешки, но отстали с развитием; белые потеряли две пешки, но опередили черных в развитии. Эта тема присутствует в оценке любой шахматной позиции: кто первым развил фигуры, тот может начать атаку, ему и скромные пешечные потери не страшны; более того, исчезнувшие пешки часто облегчают фигурам игру по открытым вертикалям и диагоналям.

Гамбит Эванса
Андерсен Дюфрень
Берлин, 1852
1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Bc5 4.b4 Bxb4 5.c3 Ba5 6.d4 exd4 7.0-0 d3 8.Qb3 Qf6 9.e5 Qg6 10.Re1 Nge7 11.Ba3 b5 12.Qxb5 Rb8 13.Qa4 Bb6 14.Nbd2 Bb7 15.Ne4 Qf5 16.Bxd3 Qh5 17.Nf6+ gxf6 18.exf6 Rg8 19.Rad1 Qxf3

Кудесник шахматной комбинации А. Андерсен мог легко выиграть партию, просто нападая на черного ферзя легкими фигурами, но чувство художника взяло верх над соображениями практицизма. В результате партнеры подарили миру красивый финал: 20.Rxe7+ Nxe7 21.Qxd7+ Kxd7 22.Bf5++ , и теперь два варианта -
22...Kc6 23.Bd7x!
или, как было сыграно в партии,
22...Ke8 23.Bd7+ Kf8 24.Bxe7x!
Читатели запомнят, конечно, этот пример. И завяжут узелок на память: ладьи надо располагать на открытых вертикалях.

В королевском гамбите оба партнера имеют возможность сразу ввязаться в острую полемику: что важней - быстрое и гармоничное развитие своих фигур или складирование чужих пешек, которые потенциально могут помешать нашим пешкам пройти в ферзи?

Но эндшпиль еще когда будет и в ферзи пешкам не так-то скоро двигаться, а потеря времени может дорого обойтись королю. Мы уже разбирали несколько партий, начатых этим симпатичным дебютом. Казалось бы, все тут ясно: кто быстрее выводит фигуры, тот получает атаку. Но в шахматах из-за правила "от шаха надо защищаться немедленно" бывают ситуации, когда элементарные понятия мало помогают, необходимо конкретно оценивать каждую позицию.

Возможно, потому-то так трудно бывает провести в жизнь задуманный план -по дороге встречается слишком много случайностей. Впрочем, есть шахматисты, которые считают, что эти "случайности" и есть суть шахматной игры, а правила годятся только для весьма общих рекомендаций. Не будем спешить с выводами.

Рассмотрим один из вариантов контргамбита Фалькбеера: 1.e4 e5 2.f4 d5 3.exd5 e4 4.d3 Nf6 5.dxe4 Nxe4 - по общей оценке позиция черных лучше, их конь в центре. Смотрим дальше: 6.Nf3 Bc5 7.Qe2

Теперь уж безусловно позиция белых слабее, ферзь перекрыл дорогу слону, рокировать им трудно, к тому же черные выиграли битву за важный пункт f2 и сейчас могут даже объявить белому королю шах с этого поля. Рассуждения наши безупречны, и в любом другом случае они звучали бы столь же логично. Однако надо вспомнить о пешке белых, котораяo пробралась за экватор. После 7. ... Bf2+ 8.Kd1 Qxd5+ 9.Nfd2 неожиданно вступает в действие связка и в трудной позиции оказывается черный конь.

Приходится играть 9...f5 , но после 10.Nc3 Qd4 11.Ncxe4 fxe4 12.c3 Qe3 13.Qh5+ атака белых неотразима. Наиболее логичным ходом для черных в позиции 19 является короткая рокировка, но все ли готовы так сразу жертвовать фигуру?

Коня взять надо: 7. ... 0-0 8.Qxe4 Re8 9.Ne5 Nd7 10.Bd3 g6 11.b4 Bd6 12.Bb2 f6 . Начинающим шахматистам полезно самим разобрать все возможные вариации после хода 7 ... 0 - 0 , потому что только так можно прогрессировать в изучении тонкостей игры; а ход этот правильный, разумный, и сила его зависит от вашего умения.

Однажды мне довелось сыграть такую партию (Бронштейн - Таль, Рига, 1968): 7. ... Bf5 8.Nc3 Qe7 9.Be3 Nxc3 10.Bxc5 Nxe2 11.Bxe7 Nxf4 12.Ba3 . Пока все по теории, вариант можно найти в книге С. Тартаковера "Ультрасовременная шахматная партия"... Таль избрал продолжение
12 ... Nd7 13.0-0-0 Be4 14.Ng5 Bxd5

и,вероятно, был удивлен ходом 15.g3 - белые предлагают обмен пассивной ладьи на коня и борются за пункт с4 для слона. Бесспорно, ход пешкой не сильнейший, зато дает простор игре. Чтобы развить способность молниеносно определять степень опасности, угрожающую шахматному королю, очень полезно уметь отклоняться от стереотипных рекомендаций.

Возьмем для примера известный вариант итальянской партии. В позиции после 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Bc5 4.c3 Nf6 5.d4 exd4 6.cxd4 Bb4+ есть несколько обоснованных ходов, и не пожалейте времени на их самостоятельную проверку.

Продолжение 7.Kf1 выглядит необычно, но заставляет черных проявить повышенное внимание к неприятельскому центру из двух пешек. Ход 7.Bd2 сегодня самый модный, хотя при нем черные легко отбивают атаку после 7. ... Bxd2+ 8.Nbxd2 d5 9.exd5 Nxd4 . Старинная атака 7.Nс3

является самым логичным продолжением, и не надо опасаться потери пешки: в случае 7... Nxе4 8.0 - 0 белые первыми успевают увести короля из центра, а черным для рокировки надо еще найти ход.

Задача белых - отвлекать партнера разнообразными угрозами и незаметно создать атаку на застрявшего в центре короля. Если черные сыграют 8... Nf6 , то после 9.d5 Nе7 10.Bg5 рокировать плохо из-за 11.Bxf6 gf - королевский фланг разрушен, белые фигуры легко проникнут в покои короля, слова "шах и мат" неизбежны.

В то же время вариант 8. ... Nxc3 9.bxc3 Bxc3 10.Qb3 Bxa1 11.Bxf7+ Kf8 12.Bg5 Ne7 13.Rxa1 для черных неудовлетворителен. Что же черным предпринять? Неужели согласиться на 8. ... Bxc3 , отдавая слона за коня?

Еще один пример того, что в шахматах, ходы очень конкретны, в то время как рекомендации всегда расплывчаты. Но если мы вспомним, что черный конь в центре расположен хорошо (к тому же он пусть временно, но все-таки охраняет короля от угроз по вертикали "е"), то легко сделаем ход 8... Bxc3 . Тут уж черед белых принимать решение: бить слона пешкой или нет? Каждый ход, если это не ход с шахом, неизбежно является уступкой - ведь ход переходит к партнеру.

В случае 9.bс d5 белому слону придется уйти, после чего черные совершат желанную рокировку и отобьют атаку. Что же предпринять? В течение долгих лет шахматные романтики увлекались ходом 9.d5 , но оказалось,что после 9. ... Bf6 10.Rе1 0 - 0 11.Rxе4 Nе7 позиция черных защитима.

А быть может, стоит пожертвовать слона и не разрешить черному королю так легко убежать из центра? Попробуем испытать свои силы в варианте 9.bс d5 10.Ba3 dc

11.Re1 f5 12.Nd2 . Если теперь 12... Qd5 , то неплохо выглядит 13.Qh5+, а при 12. ... Be6 13.Nxe4 fxe4 14.Rxe4 в атаку включается ладья. Или пойти по совсем новому пути: 11.Qe2 f5 12.Qxc4 - позиция черных ослаблена, рокировка затруднена,что еще требуется?

Начинающим шахматистам всегда кажется,что они теряют время, изучая игровые свойства каждой фигуры в отдельности. Начальная позиция полна фигур, таит в себе так много вариаций, стоит ли уделять внимание мелким деталям?

Такой взгляд на шахматы был бы верным, если бы на каждом ходу можно было перемещать одновременно две-три фигуры или пешки. Тогда слабая роль одной фигуры не была бы столь огорчительной - ее функции в атаке или защите взяли бы на себя другие фигуры.

Но по правилам игры ходить можно только одной фигурой, кроме момента рокировки, когда ход делают сразу две фигуры - король и ладья, и взятия, когда партнер играет как бы и за себя - активно и за партнера - пассивно. Поэтому как раз для начинающих важно умение видеть угрозы только одной фигуры или пешки.

Вероятно, несколько примеров на эту тему будут полезны.
1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Nf6 4.Ng5 d5 5.exd5 Na5 6.d3 h6 7.Nf3 e4 . Черные опередили соперника в развитии и начали атаковать фигуры белых. Но после 8.dxe4 Nxc4 9.Qd4 Nb6 10.c4 инициативу перехватили белые пешки, организовав заслон для ферзя.
1.d4 Nc6 2.d5 Nb4 3.Qd4? Nxc2+ ! Здесь белая пешка сама подтолкнула коня на активную позицию, но ошибку совершил ферзь - забыл о пешке с2.
1.d4 Nf6 2.Nd2 e5 3.dxe5 Ng4 4.h3? Ne3! 5.fxe3 Qh4+ ! Прыжок белого коня отнял ходы сразу у короля, ферзя и слона, а ферзевая пешка просто пожадничала. Затем ладейная пешка непоняла хода черных, в котором скрывалась красивая ловушка.

Каждый игрок хочет играть как знаменитый Магнус Карлсен. Мы видим, как он крушит своих конкурентов, выигрывая турнир за турниром, матч за матчем. У него много сильных сторон: фотографическая память, сверхчеловеческий IQ, способность оставаться сосредоточенным в течение 6-7 часов. Это не единственная причина, почему он настолько успешен. Его дебютная подготовка вносит большой вклад в его победы.

Сегодня мы рассмотрим 8 дебютов, которые помогают Карлсену оставаться на вершине рейтинга и сохранять титул чемпионата мира.

Дебюты Магнус Карлсена за Белых:

1. Испанская партия, Берлинская Защита

1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сb5 Кf6

У Берлинской защиты есть репутация крепкого дебюта и даже ничейного. Иногда его называют «Берлинской стеной». Этот дебют приводит к позициям, с которыми Магнус легко справляется, поэтому он считается одним из лучших в этом варианте.

2. Сицилианская Защита

1. e4 c5 2. Кf3 e6

Сицилианская защита - самый популярный и самый результативный дебют против 1.e4. Единственная причина, почему 1.d4 по статистике лучше, это потому что нет никакой Сицилианской защиты против него. Это не удивительно, Карлсену приходится сталкиваться с Сицилианкой ежедневно, во многих своих партиях. И он не возражает. Он много раз доказал, что он хорошо ее знает за оба цвета.

3. Испанская Партия – Открытый Вариант

Открытый вариант Испанской партии - другой фаворит в репертуаре Карлсена. Это очень крепкий дебют, который часто приводит к позиционным шахматам. Карлсен предпочитает партии со спокойным развитием, где он может использовать свое главное преимущество – более качественные ходы и меньший процент ошибок.

4. Шотландская партия

1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. d4 exd4 4. Кxd4

Шотландскую партию считают ничейным дебютом, где у Черных нет особых трудностей, чтобы уравнять игру.

Почему Магнус Карлсен играет этот дебют? Разве Чемпион мира и игрок номер 1 не хочет играть на выигрыш Белыми фигурами?

Стиль Карлсена уникален, он играет лучше в равных позициях, где риск поражения минимален. Вот почему Шотландская партия является одним из его дебютов.

Дебюты Магнус Карлсена за Черных:

5. Новоиндийская защита

1. d4 Кf6 2. c4 e6 3. Кf3 b6 4. g3

Новоиндийская защита является очень крепким, гипер-современным дебютом. Черные рано фианкеттируют ферзевого слона. Как и в других Индийских защитах, центр находится под контролем фигур, а не пешек. Этот дебют славится своими контратакующими шансами и применяется многими сильными игроками, включая Магнус Карлсена.

6. Испанская Партия – Берлинская Защита – Открытый Вариант

1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сb5 Кf6 4. O-O Кxe4

Карсен играет Берлинскую Защиту за оба цвета и получает стабильные результаты. Это отличный дебютный выбор для такого игрока, как он. Он легко достигает равенства и только после этого начинается игра. Поэтому не удивляйтесь, если увидите в его партиях более 60 ходов.

7. Сицилианская Защита

1. e4 c5 2. Кf3 Кc6 3. d4 cxd4 4. Кxd4 Кf6

Сицилианская защита является одним из дебютов, которые Карлсен играет за оба цвета. У него небольшие изменения в вариантах, но в начале ходы одинаковы. Сицилианскую защиту можно играть как агрессивно, так и позиционно. Он, как правило, выбирает второй вариант, если ситуация обязывает «только победить».

8. Отказанный Ферзевый Гамбит

1. d4 d5 2. c4 e6 3. Кc3 Кf6 4. Кf3

Отказанный Ферзевый гамбит это дебют, который много раз был протестирован во многих матчах на звание Чемпиона Мира. Такие как Алехин – Капабланка, Каспаров – Карпов и недавний Ананд – Топалов. Черные строят твердую позицию с центральными пешками, и это считается одной из наиболее прочных защит в шахматной теории. Неудивительно, почему Магнус Карлсен его также играет!

Эти 8 дебютов - наиболее распространенны в репертуаре Магнус Карлсена. Но это не означает, что он не может играть что-то другое. Карлсен очень универсальный игрок, способный применять много различных дебютов, включая Найдорфа, Рети, Защиту Нимцовича и другие. Дебюты помогают ему получать такие Миттельшпильные позиций, где он может обыгрывать своих соперников. Это главная и самая важная цель дебюта на супер Гроссмейстерском уровне.

Стоит ли Вам играть эти дебюты?

Однозначно сказать нельзя, но некоторые из дебютов, такие как ОФГ (отказанный ферзевый гамбит) и Сицилианская защите очень популярны и довольно универсальны. Если Вы чувствуете, что они соответствуют Вашему личному стилю, то идите вперед и пробуйте их в своих играх!

Освоение шахмат - это длительный процесс, который может затянуться на несколько лет, но вам не обязательно быть великим шахматистом, чтобы побеждать практически в каждой игре, достаточно лишь понимать механику игры. Научившись распознавать некоторые шаги и читать своего противника, вы сможете эффективно защищать своего короля, атаковать короля противника и выходить победителем почти в каждой игре.


Предполагается, что вы уже знакомы с базовыми правилами игры в шахматы. Если вы только начали знакомство с игрой,

Шаги

Часть 1

Уровень игры: начальный

    Уясните ценность каждой фигуры и защищайте их соответственно. Понятно, что король является наиболее важной фигурой на доске, ведь его потеря ведет к поражению в игре. Несмотря на это, не стоит считать остальные фигуры бесполезным пушечным мясом. Согласно математике и геометрии шахматной доски, некоторые фигуры куда ценнее, чем другие. Помните об этом, когда будете забирать чужие фигуры. К примеру, не стоит подвергать риску ценнейшую ладью лишь за тем, чтобы избавиться от коня противника.

    Поймите цели хорошего дебюта. Дебют - это первые несколько ходов в игре, которые определяют вашу общую стратегию и расстановку фигур на всю партию. Целью начальных ходов является развертывание (отведение от начальных полей) как можно большего количества сильных фигур. Для хорошего начала следует учесть несколько ключевых моментов:

    • Перемещайте пешки к центру доски, чтобы открыть дорогу более сильным фигурам.
    • Ваш дебют также будет зависеть от того, играете ли вы черными или белыми фигурами. Так как белые ходят первыми, вам следует играть агрессивно и не дать инициативе перейти к противнику. Черным же следует организовать оборону, ожидая, пока белые подставятся под удар.
    • Никогда не перемещайте одну фигуру два хода подряд, если только ей не грозит опасность быть сметенной с доски. Чем больше фигур вы сможете передвинуть, тем больше ходов потребуется противнику для противодействия.
    • Учитывая все это, ознакомьтесь со списком дебютов, которые делают гроссмейстеры на турнирах по шахматам.
  1. Заранее продумайте свою стратегию на 4–5 ходов вперед, делая каждый ход частью более изощренной атаки. Для победы в шахматах вы должны постоянно думать на несколько шагов вперед, подготавливая обширные и сложные атаки, чтобы перехитрить своего противника. Ваш первый ход определяет всю последующую игру и ведет к первой атаке или контролю определенных участков доски. Лучший способ научиться планировать наперед - отработать несколько распространенных дебютов:

    Проведите 4-ходовый «Детский мат», чтобы мгновенно выиграть партию. Проблема в том, что данная стратегия сработает лишь единожды, так как опытный игрок раскроет ваш план и уведет короля из-под удара. Несмотря на это, детский мат является отличным способом застать новичка врасплох и быстро одержать победу в игре.

    Контролируйте центр доски, чтобы контролировать игру. Во время партии в шахматы ваша главная задача заключается в контроле над центром доски, особенно это касается четырех полей посередине. Все потому, что оттуда можно совершать атаку в любом направлении, позволяя вам управлять темпом и ходом игры. Конь, к примеру, имеет 8 потенциальных ходов из центра доски, а по краям доски - лишь 1–2. Существует два основных способа добиться контроля над центром:

    • Вы можете закрепиться в центре доски, медленно перемещая туда несколько фигур. Пусть кони и слоны стоят по краям и играют роль поддержки, там они смогут атаковать фигуры противника в случае нападения. Подобное неторопливое развитие событий используется чаще всего.
    • А вот заход с флангов является более современным стилем игры, согласно которому контроль над центром осуществляется по краям доски. Ваши ладьи, ферзь и кони поднимаются по краям доски, тем самым не давая противнику безвозмездно захватить центр.
  2. Развивайте по одной фигуре за раз. Покончив с дебютом, переходим к развертыванию боевых порядков. Вы должны вывести все свои фигуры с начальных полей, перемещая их на более эффективные для них места.

    • Если можете, перемещайте фигуры по очереди. Не ходите одной и той же фигурой два раза подряд, если, конечно, вам не нужно будет уводить ее из-под удара или потрепать силы противника.
    • Перемещать все фигуры тоже необязательно. Продвижение всех пешек не поможет вам победить, так как нарушит ключевую линию обороны, оберегающую вашего короля.
  3. Научитесь рокировке. Рокировка - это особый ход, при котором король «перепрыгивает» через ладью, принимающую роль стены против грядущей атаки и которую оберегают размещенные над ней пешки. Это крайне эффективная тактика защиты, особенно для новичков в шахматах. Вам понадобится сделать следующее:

    Не пренебрегайте разменом фигур. Смело разменивайте фигуры, если в результате вы окажетесь с материальным преимуществом, например, пожертвовав конем ради получения вражеского ферзя. Когда же фигуры более-менее равны, процесс размена становится довольно запутанным. Если вкратце, то не стоит идти на размен, когда:

    Продумайте свою стратегию на 5–6 ходов вперед. Пусть это и сложно, но для регулярной победы в партиях вы должны строить долгосрочные планы. Каждый ход фигур должен преследовать три основных цели. Держа эти моменты в памяти, вы вскоре сможете на ходу просчитывать многоходовки для победы в игре:

    Используйте свое преимущество по максимуму, не неситесь сломя голову в атаку. Ритм игры - вот, что главное в шахматах, так что удерживайте его как можно дольше. Если ваш противник лишь реагирует на ваши действия и постоянно выводит фигуры из-под удара, не имея возможности контратаковать, продолжайте неспешно уменьшать количество его фигур. Помните, что победа в битве не гарантирует вам победу в войне. Не позволяйте оппоненту совершать контратаки в ответ на ваши ходы. Вместо этого перебейте его защитные фигуры, захватите центр доски, после чего выждите момент для нанесения сокрушительной атаки.

    Научитесь проводить связывание. Связывание - это нападение, при котором вражеская фигура загоняется в тупик или берется в заложники, сдерживая оппонента от эффективного ее использования риском ее потерять. Этот пассивный вид ведения боевых действий отлично подходит для управления ходом игры и победе над противником. Для начала проанализируйте варианты перемещения фигуры. Уделите особе внимание фигурам с ограниченным набором ходов. Затем разместите свои фигуры так, чтобы атаковать связанную фигуру, куда бы она ни передвинулась, фактически делая ее бесполезной на какое-то время.

    Объективно оценивайте каждый ход. Вы должны мыслить в масштабах всей доски, анализируя каждый доступный вам ход. Не делайте ход только потому, что пришла ваша очередь, не торопитесь и попробуйте отыскать наилучший ход из всех доступных. Конечно, все зависит от ситуации, но вы можете задать себе парочку вопросов перед каждым ходом, чтобы понять, правильно ли поступаете:

    Избавляйтесь от фигур противника единым фронтом. Вам нужно сохранять контроль над центром, при этом атакуя, как единое целое. Ваши фигуры словно детали оркестра - все они служат уникальной цели, но лучше всего работают вместе. Устраняя фигуры оппонента, вы повысите свои шансы обойти защиту короля, а организовав 2–3 группы поддержки, обеспечите материальное преимущество.

    Защищайте ферзя на всех этапах игры при помощи слона и ладьи. Ферзя не просто так считают сильнейшей фигурой на доске, поэтому не спешите разменивать его на другую фигуру противника, даже на другого ферзя, подобный ход редко является оправданным. Ферзь - ваша наиболее универсальная атакующая фигура, используйте ее по назначению. Постоянно защищайте и поддерживайте своего ферзя, так как большинство игроков готово пожертвовать практически любой фигурой (кроме собственного ферзя), чтобы от него избавиться.

    Не окружайте своих слонов пешками. Слоны атакуют с дальних дистанций, а для контроля над доской, особенно на ранних стадиях игры, крайне важно использовать их обоих. Вы можете изучить множество дебютных ходов, но основная их цель заключается в выведении в открытую своих сильных фигур.

Часть 3

Уровень игры: продвинутый

    Продумайте ход игры от начала и до конца. Партия в шахматы в основном имеет три этапа, которые тесно связаны между собой. Лучшие шахматисты мира планируют свою игру на 10–12 ходов вперед, одновременно разрабатывая 3–4 стратегии на основе ходов противника. Они знают, что потраченные на раннем этапе ходы и фигуры сильно повлияют на заключительную стадию игры и планируют свои действия соответственно.

    • Дебют: именно здесь задается тон игры. В первые 4–5 ходов происходит ускоренная мобилизация множества фигур и начинается борьба за центр доски. Вы можете пойти в наступление, переведя сражение на сторону противника, либо уйти в оборону, выжидая, пока противник сделает первый шаг.
    • Миттельшпиль: его единственная цель - подготовка к эндшпилю. На данном этапе происходит размен фигурами, захват контроля над центром доски и установка 1–2 линий нападения, которые в любой момент могут прийти в движение. Размен, конечно, может принести пользу, но вы должны понимать, что с каждой потерянной фигурой уменьшаются и ваши шансы на победу.
    • Эндшпиль: этап, когда на доске остается очень мало фигур, а их ценность заметно возрастает. Вам может показаться, что именно в эндшпиле развернется главное противостояние, но на самом деле бо́льшая часть работы уже была проделана. Игрок, который «победил» в миттельшпиле и остался с лучшим материалом без труда завершит игру матом.
  1. Слоны к концу игры куда полезнее коней. Поначалу игры слоны и кони примерно равны по силе. Однако уже к концу игры слоны будут передвигаться по опустевшей доске в разы быстрее, чем все так же медлительные кони. Помните об этом при размене фигур - если в краткосрочной перспективе слон и не является сверхполезным, то уже на последнем этапе партии становится одной из наиценнейших фигур.

  2. Используйте числовое преимущество пешек на пустой доске. Пешки лишь кажутся бесполезными, однако к концу игры они становятся ключевыми фигурами. Они могут оказывать поддержку сильным фигурам, продвигаться по доске, нервируя противника, а также являются идеальным щитом для короля. Однако это преимущество можно упустить, если вы начнете сдваивать их в начале партии (две пешки на одной вертикальной линии). Держите пешки рядом, чтобы они могли прикрывать друг друга. Когда на доске останется очень мало фигур, стремительное наступление для превращения пешки в ферзя может решить исход игры.

    • Поищите в интернете наборы задач или прихватите в библиотеке книжку по шахматным стратегиям, в них обязательно будут примеры задач.
  • Играйте уверенно с настроем на победу.
  • Не переставайте практиковаться и не отдавайте фигуры по глупости.
  • Идите в наступление группами. Если для атаки вам придется отойти от группы, составьте план по перегруппировке сил.
  • В некоторых компьютерных шахматных играх существуют подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Эти подсказки могут вам пригодиться в официальных матчах.
  • Когда будете готовы, примите участие в турнире или сыграйте в шахматном клубе. Это может улучшить ваши навыки и обеспечит официальный шахматный рейтинг.
  • Помните о значении каждой фигуры и планируйте свою игру соответственно. Например, ладья стоит пять очков, тогда как слон только три. Вы можете получить преимущество, если пожертвуете своим слоном для нейтрализации ладьи противника.
  • Прежде чем перемещать фигуру, детально продумайте свой ход.

Предупреждения

  • Не используйте дешевые трюки вроде четырехходового мата. Если ваш противник знает о них, вы практически обязательно проиграете.
  • Ничего страшного, если вы не выигрываете! Нужна уйма практики, чтобы стать профи!
  • Не спешите забирать «свободные» фигуры. Возможно, ваш оппонент пожертвовал эту фигуру, чтобы обменять ее на более сильную вашу фигуру или провести отвлекающий маневр.
  • Не рискуйте ферзем - это самая ценная фигура на доске!

1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.d4

Шотландская партия

Имя этого дебюта берет начало в 1824 году, когда состоялась знаменитая партия, игранная по переписке между двумя городами Эдинбург и Лондон. Шотландские шахматисты успешно провели раннее продвижение пешки в центре. Первое же упоминание об этом начале относится к 1750 году, оно втречается в «Опыт шахматной игры », рукописи итальянского мастера Эрколе дель Рио, а первые анализы встречаются в 1763 году, втрактате другого итальянца Дж. Лолли «Наблюдения по теории и практике шахматной игры ». В 19 веке к развитию «шотландской партии » приложили руку Г.Стаунтон, В. Стейниц, Л.Паульсен. А чуть позже великий А. Алехин и С.Тартаковер. Огромный вклад в современную теорию начала привнёс Гарри Каспаров, дважды игравший его в матче за звание чемпиона мира против Анатолия Карпова (1990). Главная идея 3. d2-d4 состоит в попытке достичь преимущества в центре. В партиях, где применяется Шотландская партия завязывается живая фигурная борьба, в которой, все же, чёрные имеют равные шансы.

1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.d4

Шотландская партия

Имя этого дебюта берет начало в 1824 году, когда состоялась знаменитая партия, игранная по переписке между двумя городами Эдинбург и Лондон. Шотландские шахматисты успешно провели раннее продвижение пешки в центре. Первое же упоминание об этом начале относится к 1750 году, оно втречается в «Опыт шахматной игры », рукописи итальянского мастера Эрколе дель Рио, а первые анализы встречаются в 1763 году, втрактате другого итальянца Дж. Лолли «Наблюдения по теории и практике шахматной игры ». В 19 веке к развитию «шотландской партии » приложили руку Г.Стаунтон, В. Стейниц, Л.Паульсен. А чуть позже великий А. Алехин и С.Тартаковер. Огромный вклад в современную теорию начала привнёс Гарри Каспаров, дважды игравший его в матче за звание чемпиона мира против Анатолия Карпова (1990). Главная идея 3. d2-d4 состоит в попытке достичь преимущества в центре. В партиях, где применяется Шотландская партия завязывается живая фигурная борьба, в которой, все же, чёрные имеют равные шансы.