The chronicles of riddick обзор игры. Обзор игры Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay, The. Атака на темный сиквел

Легкой неслышной походкой едва заметная тень проскользнула во мраке коридора. Странное существо похожее на человека остановилось и обернулось. Из-под уродливой маски вырывалось тяжелое дыхание, в груди, изуродованной торчащими из нее металлическими трубками и какими-то шлангами, что-то клокотало. Автомат в руках двигался в такт ломанным движениям хозяина, обшаривая тьму тусклым светом фонарика. Ни увидев ничего подозрительного, существо обернулось и мерно затопало тяжелой поступью дальше по коридору. Но прежде чем мрак полностью поглотил его силуэт, из-за угла кто-то выскочил и, сделав стремительный рывок, подскочил к жертве. Изогнутое лезвие с зубцами вонзилось в шею, а вторая мускулистая рука таким же клинком вцепилась в плечо, резко развернув тело, после чего последний удар довершил дело, и то, что еще пару секунд назад было грозной машиной с телом человека, оказалось лишь безжизненной грудой плоти и металла.




Убийца быстро схватил тело за ногу и оттянул его в глубь того закоулка, где в кромешной тьме мгновение назад он скрывался сам. И как раз в этот момент послышались тяжелые механические шаги и прерывистое клокочущее дыхание в конце коридора. Еще одна жертва, привлеченная шумом, шла на верную гибель, туда, где в смертельном мраке притаилось нечто более грозное, чем сам этот ходячий труп запрограммированный лишь на убийство. Там, во тьме, был кто-то страшнее и опаснее любого монстра или киборга-убийцы: тот, кто не боится ничего, является настоящим порождением тьмы и невозмутимым взглядом пристально смотрит в глаза смерти заставляя ее невольно отводить взгляд... Риддик... Ричард Б. Риддик...

Грозный лысый уголовник, являющийся по совместительству спасителем Галактики, вернулся, чтобы разобраться с очередной порцией еще больших негодяев чем он сам.


Его первое пришествие в игровую индустрию в 2004 году было по истине триумфальным и затмило даже разрекламированный Doom 3.

Если кто забыл, то напомним, что в прошлой части наш герой совершил побег из самой грозной тюрьмы во всей Галактике - «Бухты мясника». Но долго наслаждаться покоем Риддику было не суждено. Его небольшой космический корабль попал на глаза космическим головорезам, которые на огромном корабле «Темная Афина» бороздят космическое пространство в поисках жертв. Возможно, если бы захватчики знали, какого пассажира они получат на свой борт, то прежде чем совершать необдуманные поступки подумали бы пару раз.




Но они, не сильно удосужившись обыском захваченного корабля, позволяют спрятавшемуся герою на первых порах чувствовать себя на «Темной Афине» как дома. В стае волков оказывается еще более страшный зверь, который, прикрываясь темнотой, ищет путь на волю и готов прогрызть себе дорогу сквозь любые преграды и заслоны.

Передвигаясь по секциям корабля, Риддику постепенно открывается история безумного садизма, поглотившего это место. Данные головорезы охотятся за людьми ради того, чтобы превратить их в послушных дистанционно управляемых киборгов. С такой армией не очень то и большая компания бандитов не только поддерживает порядок на корабле, но умудряется еще и нападать на целые планеты.

Огромные трюмы корабля забиты заключенными, которые ждут своей очереди на конвейере смерти. Правда, нам доведется пообщаться лишь с небольшой группой пленников, некоторые из которых помогут в организации побега.


Отъявленным негодяям место среди них тоже найдется, и тот, кто еще недавно хотел вырваться на волю, может после осуществления своего желания обернуть свое оружие против нас. Но невозмутимый мистер Риддик каждому воздаст по заслугам и всех, кто того заслужит, отправит в иной мир самыми изощренными и брутальными способами.

Появится у героя и маленькая спутница, которую мы изредка будем встречать, путешествуя по вентиляционным шахтам корабля. Девочка буквально на наших глазах лишится матери, и даже твердое как гранит сердце Риддика дрогнет от жалости к сироте, что вынудит его позаботиться о спасении девочки.


Если вспоминать первую часть Escape from Buther Bay, то количество ключевых фигур в новом повествовании стало значительно меньше. В игре нам противостоит по сути лишь один главный антигерой - бывшая охотница за головами, которая решила переквалифицироваться в охотника на обычных людей. Кровавая история ее противостояния с Риддиком будет тянуться вплоть до самого конца игры. И даже после того, как в шею злодейке герой всадит заколку-нож, она еще умудрится выжить, чтобы разыграть еще большую битву в финале повествования.




Роли всех остальных антигероев, которые мелькают на экране, эпизодичны, а большая их масса является обычной безликой массовкой.

Сам же Риддик все так же подкупает своей харизмой, невозмутимостью и язвительными фразочками. В диалогах он всегда отвечает кратко, резко и с долей философского злого юмора. Некоторые выражения наподобие «я не мучаю людей, я их убиваю» вообще можно заносить в словарь крылатых выражений Риддика. Но, несмотря на всю свою жестокость и брутальность, герой оказывается на самом деле в душе чуть мягким и пушистым. И хотя расправами над врагами он пытается подтвердить утверждение из фильма о том, что противостоять большому злу может лишь другое зло, он иногда позволяет проявить себе некую сентиментальность в отношении той же девочки или даже главной злодейки, предлагая ей в конце руку помощи под моральное напутствие «не надо быть такой». Возможно, в таком противоречии его характера и кроется притягательность этого образа.



Что же до геймплея, то он почти никак не изменился. Тень - наше прикрытие. Находясь в ней и пользуясь своим особым зрением, Риддик получает некое преимущество над врагами, что при должной осторожности позволяет в рукопашную противостоять вооруженным дронам и солдатам.

Вид от первого лица сменяется видом от третьего в моменты, когда герой куда-то залазит по лестнице, взбирается на какое-то препятствие или лечится на специальной станции.





Рукопашный бой все так же великолепен и груб. При простом в общем-то управлении Риддик может выполнять красивые и зрелищные комбинации ударов, кромсая и потроша своих врагов. Арсенал холодного оружия пополнился, но самым примечательным нововведением являются лишь улькасы - два изогнутых зубчатых лезвия по форме напоминающих смесь серпа и кастета. Этими лезвиями Риддик буквально разрывает шеи и головы дронов, а особо крупный враг такой штукой может и в свой электронный глаз схлопотать. При этом против разных врагов приходится применять разную тактику, используя разное оружие ближнего боя, чтобы было легче блокировать и проводить быстрые контратаки. Хотя в большинстве случаев лучшим выбором остаются те же улькасы.







Более разнообразным стал и набор огнестрельного оружия. По мере того, как накал страстей растет, игровой процесс все больше скатывается из стелса в дикий экшн. Ведь количество вооруженных противников все увеличивается, появляются роботы, огромные дроны, а тени для прикрытия почти исчезают. По сути лишь первая треть игры заставит вас беспокоиться о своей скрытности, жаться по углам, подкрадываться со спины к врагам и прятать их трупы. Потом действовать придется более открыто, хотя после вынужденного приземления на планету у Риддика еще будет возможность на некоторое время вернуться к родной среде и побродить в потемках, втихаря расправляясь с зазевавшимися дронами. Есть ряд эпизодов, где вообще никаких укрытий не предусмотрено и избежать открытого боя никак нельзя. Как шутер, игра оказывается даже сложнее из-за особенностей управления. В особо горячие перестрелки становится ясно, что оно для этого немного громоздко и неудобно, в частности, мешает отсутствие быстрого выбора любого оружия из нашего арсенала (выбор ограничен лишь двумя ячейками).




Не помешала бы игре и возможность выглядывания из-за угла, но она выполняется автоматически при прижатии героя к углу, и естественно получается не всегда когда нужно, при этом курсор прыгает и дрожит, что лишь сбивает и мешает нормальному прицеливанию. За такую несуразность можно «поблагодарить» консольное наследие, ведь на приставках именно таким неудобным способом иногда реализовывается то, что в обычных компьютерных шутерах легко выполняется клавишами Q и E.

Есть в игре и особое уникальное оружие, которое изначально предназначено для разработки породы шахтерами. Но это не вариация на тему пилы, как в Dead Space , а мини-пушка стреляющая зарядами сжатого воздуха.


Несмотря не некую громоздкость управления и движений героя в перестрелках, сами они динамичны и построены довольно разнообразно. Кое-где можно разбить иллюминатор и врагов вытянет в открытый космос, кое-где можно взорвать пару бочек с горючим, что поможет быстрее уменьшить их количество. А еще будут и традиционные для игры прогулки внутри боевого робота, которого еще надо будет отбить практически голыми руками.




В качестве нового развлечения будет возможность управления теми самыми послушными дронами, которые бродят по кораблю.



Визуально игра тоже получила ряд изменений. Изначально Assault on Dark Athena был выпущен под консоль Xbox 360, а потому все графические изменения при портировании игры на PC коснулись лишь добавления разнообразных пост-эффектов и фильтров. Обилие их привело к тому, что игра приобрела очень специфичный вид, напоминающий до боли знакомые отечественным зрителям пиратские копии кинофильмов, переснятые на камеру. Если эффектом «экранки» разработчики пытались привить игре кинематографичность, то им это удалось, но красивее от этого игра не стала. Хотя в яркие моменты все эти три слоя штукатурки пост-эффектов делают картинку действительно по-своему привлекательной и даже немного живой, но в темных коридорах все это выглядит как темная однотипная мазня. Добавьте к этому еще размытие контуров тела при резких движениях в рукопашной драке и вы получите на экране какую-то кашу. Вероятно, в угоду этой самой киношности игра теперь идет лишь в широкоформатном разрешении, оставляя черные полосы сверху и снизу для индикатора здоровья и поля диалогов.







Впрочем, большую часть этих визуальных эффектов при желании можно поубавить, что еще и производительность в игре значительно поднимет. В частности сильно грузит видеокарту активация SSAO, хотя сами улучшения от такой более прогрессивной системы просчета освещения мизерны. И хотя системные требования у игры значительно выросли, сам то движок остался старый и не радует очень уж большими пространствами, высокополигональными моделями или сверхчеткими текстурами.

Чуть больше положительных эмоций вызывает внешний вид обновленного Escape from Buther Bay, который вместе с Assault on Dark Athena вошел в одно издание. Первая часть на обновленном движке порою смотрится намного привлекательнее чем дополнение.



Если рассматривать Assault on Dark Athena как отдельную игру, то проект вышел отличнейшим. Новая глава в истории похождений Риддика обладает все той же притягательной атмосферностью, только в гемплей добавили больше перестрелок, но из-за этого не стало меньше полюбившейся игрокам брутальной поножовщины и фирменного мордобоя. С другой же стороны, если предварительно пройти первую часть, которая вошла с дополнением в одно издание, то становится ясно, что в сиквеле с более простым и прямолинейным сюжетом не хватает таких же колоритных персонажей, да и по части гемплея никакой новизны нет. Да и сам по себе Риддик просто уже немного устарел технологически, и это не скрыть за всеми теми пост-эффектами, которыми так тщательно замылено изображение. Дизайн многих локаций с обилием прямых углов и пустых коридоров кажется по нынешним меркам простоват, большинство элементов и объектов окружения статично, да и вообще нет внятной физической модели взаимодействия объектов - Риддик тягает тела как тряпичные куклы, оружие остается висеть в воздухе. Из-за таких мелочей Assault on Dark Athena выглядит слегка старомодно, что, впрочем, не делает игру хуже, ведь это все те же The Chronicles of Riddick в мрачной атмосфере и неповторимый харизматичный грубый убийца с обостренным чувством справедливости в главной роли.

В 2004 году студия Starbreeze Studios явила миру, наверное, одну из лучших игр по кинолицензии. Речь идет об экшене Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay, который превзошел все ожидания как прессы, так и самих разработчиков. На сиквел под названием Assault on Dark Athena возлагали надежды как на полноценный, дорогостоящий и отличный блокбастер.

Отправить

В 2004 году студия Starbreeze Studios явила миру, наверное, одну из лучших игр по кинолицензии. Речь идет об экшене , который превзошел все ожидания как прессы, так и самих разработчиков. На сиквел под названием возлагали надежды как на полноценный, дорогостоящий и отличный блокбастер.

Escape from Dark Athena

События игры разворачиваются сразу после окончания истории первой части. Риддику предстоит выбраться с корабля работорговцев «Черной Афины». Многое здесь напоминает о Butcher Bay - задачи, дизайн локаций и т.д. Оно и понятно, ведь по признанию самих разработчиков, обновлению подверглись только текстуры и спецэффекты, а вот основная техническая сторона осталась без изменений.


На корабле есть главный хаб (рынок с рабами), из которого всегда можно попасть в любую точку космолета. Кроме того, хаб играет роль местного «города» - классического для RPG места, где можно найти NPC и получить от них квесты. Среди компьютерных персонажей можно встретить очень колоритных личностей, например стервозную капитаншу корабля.


Приключения Дизеля на Корабле

К сожалению почти все квесты сюжетные, а дополнительные попадаются редко. На рынке рабов, прямо как в русском селе, все друг друга знают, ненавидят или любят, поэтому во время бесед Риддику приходится обдумывать каждую фразу. Диалоги играют очень важную роль в квестовой системе. Возможно, удачной находкой разработчиков могла бы стать и «невозвратность» некоторых путей переговоров, мол, ляпнул лишнего, загубил квест и в результате не получил награду. Но это лишь иллюзия. Вроде бы NPC взбешен и больше не желает трепаться с нами. Но уже через минуту можно снова заговорить с ним, выбрав на сей раз правильную последовательность реплик.


Задания разнообразные - наш подопечный будет бесшумно прокрадываться в хорошо охраняемые комнаты и убивать охранников, участвуя в рукопашных схватках или используя пушки. Пудовыми кулаками Риддик орудует не хуже, чем фирменными изогнутыми ножами. Однако сворачивать противникам шеи быстро надоедает. На этот случай предусмотрено оружие - от острой женской заколки до гранатомета. Причем можно выстрелить в неприятеля из винтовки, просто огреть по башке прикладом, задушить его, либо выполнить череду ударов в лицо с последующим выстрелом. Также Риддик умеет предугадывать действия врагов, вовремя перехватывая оружие и направляя его против владельца. Разработчики сохранили дух , позволив разрешить почти любой спор с помощью ножей (это касается и некоторых боссов). В ближнем бою Риддик дерется также хорошо, как и стреляет из автомата, находясь на расстоянии от супостата.


Сражения с боссами вносят разнообразие в геймплей - можно закидать громилу кучей мин, либо применить уникальную методику «подкопил жизней, ударил в ближнем бою, еще подкопил жизней и т.д.». Больше всего нам понравилась битва с капитаном корабля, которая завершает игру. Боссы хоть и похожи друг на друга, но прекрасно справляются со своей задачей, внушая страх. После встречи с этими здоровяками начинаешь с опаской огладываться по сторонам в ожидании очередной опасности.

Тьма убивает
Когда лысый мужчина в солнцезащитных очках задумчиво протягивает руки и движением опытного массажиста ломает шею ни о чем не подозревающей четвертой жертве подряд, очень хорошо понимаешь, за что многие любят полигонального Ричарда Б. Риддика.

Паспорт

Жанр action

Разработчик Starbreeze Studios

Издатель Atari

Издатель в СНГ «Акелла»

Возраст 16+

О разработчике

Starbreeze Studios Тихие шведы, которые до знакомства с Вином Дизелем делали слешеры для Xbox и PC. Сегодня один из лучших разработчиков FPS на планете.

Игры Enclave, The Darkness, The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay

Оценка

Идея Поиграть за монстра

Графика Металлокалиптичный фестиваль с прожилками бетона

Звук Мрачноватый, динамичный

Игра Одновременно и ремейк, и сиквел, и давно знакомая, и впечатляющая

Итог 4/5

Лысый убийца дорог нам не только замечательными очками и мрачноватой лаконичностью, а еще и тем, что в ситуациях, когда герои других игр трусливо прячутся и пережидают, он хищно крадется, попутно уничтожая батальоны врагов. Там, где другие трясутся за свою шкуру, Риддик ведет охоту.

Миллиард лет тому назад, в эпоху динозавров шестого поколения консолей, Escape from Butcher Bay возвысилась над толпой боевиков благодаря неожиданному подходу разработчиков к stealth. Опираясь на modus operandi киноперсонажа, шведы сделали из своего подопечного чуть ли не самого опасного героя в жанре. Поведение харизматичного преступника напоминало не аккуратное ниндзюцу Сэма Фишера или крысиные повадки Гаррета, а скорее похождения Чужого - монстра-людоеда из Aliens vs. Predator 2.

Шведы добавили к идее «хищника в тени» элементы adventure, интересных NPC и удачно структурированный сюжет и получили отличную игру, которая застала врасплох большинство журналистов планеты. В 2004-м никто не думал, что актер с высокоинтеллектуальным псевдонимом «Дизель» и разработчики, до того специализировавшиеся на слешерах, сумеют произвести продукт, достойный хорошей оценки. Но в результате Риддику спели немало дифирамбов.

По итогам года проект попал в несколько списков «Лучшие 2004», собрал ворох специальных наград, правда, признание рецензентов не особо помогло продажам. Взглянув на цифры и пощелкав калькулятором, Дизель решил издать игру еще раз. Ему повезло, как раз менялись поколения консолей. С самого начала хитрый план предполагал простой перевыпуск на Xbox 360 с обновленной графикой и мультиплеером, однако работа растянулась на годы. Спустя определенное время «ремейк» даже обзавелся новой кампанией.

Сегодня, когда долгожданное переиздание наконец вышло, два эпизода из жизни Риддика можно пройти в любом порядке. Если выбрать первый - Escape from Butcher Bay, - то, как и пять лет назад, наемник Джонс привозит пойманного преступника в тюрьму «Залив мясника» - темную крепость, ржавым зубом торчащую из пустынной планеты. Люди говорят, что отсюда невозможно совершить побег, Риддик планирует доказать обратное, развитие событий и их исход предугадать несложно.

Второй же эпизод - Assault on Dark Athena - стартует в тот момент, когда космический челнок нашего героя захватывает пиратский левиафан «Темная Афина». Сюжет сиквела очень напоминает мультфильм The Chronicles of Riddick: Dark Fury и легко укладывается в четыре слова: Риддик бежит с корабля.

Старый и новый эпизоды по сути своей - близнецы-братья с похожей историей и геймплеем. Как и ожидалось, тут в наличии: яростный боевик с большими пушками, симулятор драк, игра в прятки и тюремный социум. Риддик, которого запирают в «обезьяннике», помогает местным немногочисленным обитателям, выторговывая в обмен на услуги необходимый инструмент и доступ к закрытым уровням. Где-то ему нужно будет прокрасться, где-то расстрелять два-три десятка человек, и так шаг за шагом - к свободе. Ничего не напоминает?

Отличия, конечно, есть, но они заключаются в мелочах. Например, Assault on Dark Athena страдает ярко выраженным «синдромом добавки». Несмотря на изобретательный дизайн и несколько новшеств вроде дронов - туповатых зомби-охранников, которыми в определенный момент даже дают поуправлять, - новая игра про Риддика гораздо короче старой. Тут меньше персонажей и меньше сюжета. Иногда вторая кампания больше напоминает пакет добавочных миссий, а не еще одну полноценную историю «Хроник».

Как бы ни хорохорились разработчики, почтенный возраст игры дает о себе знать. Графический движок оказался достаточно мощным и по нынешним меркам, но если лоснящиеся интерьеры «Темной Афины» богато украшены деталями и смотрятся пристойно, пенитенциарное заведение «Залив мясника» порой напоминает скучный многопользовательский сортир. Первая половина тюрьмы - это сплошь голые помещения с грязными стенами и унитазами по углам. Программисты Starbreeze честно попытались скрыть скромность выразительных средств за спецэффектами - бликами, HDR, глубиной резкости, - но перестарались. Иногда постобработка попросту мешает рассмотреть происходящее на экране.

К счастью, геймдизайн ничуть не устарел. Если закрыть глаза на некоторую дряхлость первой истории, то, как и пять лет назад, новые «Хроники» будут радовать умными врагами, тяжелой атмосферой, даже драматичными моментами. Starbreeze умело дирижирует процессом - когда надоедает красться, геймплей оборачивается кровавым массакром, когда стены начинают давить, игрока выпускают в открытый город. Две кампании в коробке Assault on Dark Athena - пока лучший продукт из выпущенных Дизелем на данный момент. Учитывая, что продюсирование игр его действительно увлекло, становится крайне интересно, чем же он намерен заняться в дальнейшем.

Вин Дизель - большой фанат видеоигр, из-за чего он и основал . Но мало того, ходят слухи, что он снимался в "Хрониках Риддика" лишь ради возможности создать . После сравнения причина таких идей становится сразу понятной: "Хроники" - откровенный середнячок, а вот игра вышла очень даже хорошей.

Сценарий её - один из самых реалистичных с участием вообще. Никакой бурды на тему "один парень разбирается со всей Вселенной". Вы здесь - просто преступник, желающий сбежать из тюрьмы под названием Butcher Bay. На "великое предназначение" делаются лишь мимолётные намёки.

С первого взгляда поражает мрачная атмосфера. Графика, звуки, сюжет и диалоги подобраны так, что создаётся впечатление бесконечно более суровой тюрьмы, чем любая другая. Заключённых регулярно убивают (причём нередко сами тюремщики). Без дополнительных объяснений ясно: перед нами безнадёжное, опасное место, где нужно выкладываться на полную и телом, и умом лишь для того, чтобы выжить. К счастью, проблем с этим у нет и он готов рискнуть всем ради своей свободы. Не слишком похоже на типичную "игру-по-фильму"? А так оно и есть. Очень помогло разработчикам то, что события происходят до всего произошедшего в фильмах (иными словами можно придумать практически что угодно и никто не посмеет обвинить их).

Геймплей представляет собой интересную комбинацию стрельбы, драк и стелса, всё от первого лица (в некоторых случаях нам покажут и всего протагониста - при выбивании вентиляционной решётки, например). Лично мне это напоминает Breakdown, но с одним отличием: если там реализация от первого лица оказалась скучной и утомительной, то тут дела обстоят совершенно иначе. Способов разобраться с врагом уйма, от голых рук (если оружие найти ещё не вышло, или если нужно тихо сломать шею) до неплохого огнестрельного арсенала.

Стелс-элементы здесь реализованы иначе, чем в посвящённых им играх. Например, они часто опциональны - разобраться с врагами "в лоб" при наличии оружия вполне реально, а сам Риддик выдерживает подозрительно много попаданий для парня без бронежилета. сигнализирует игроку о его незаметности в тени через смену оттенка изображения. Присядьте, и оттенок снова изменится: теперь вас не заметят даже проходящие вплотную враги. Шум и раскиданные везде трупы - ваши враги, разумеется.

Другое отличие - реакция охраны на вас. Заметив беглеца один раз, они останутся настороженными куда дольше, чем в большинстве стелс-игр. И я одобряю такой подход. Разве же нормально для охраны высокоопасного и важного объекта схватить пулю, а уже через две минуты патрулировать дальше, как ни в чём не бывало? В всё ещё бывают такие моменты, но в большинстве случаев враг, встревоженный один раз, таким и остаётся.

Знаменитая способность видеть в темноте оказывает серьёзное влияние на геймплей сразу после её получения. Теперь вы можете избавляться от света где угодно, не заботясь о том, что сами потеряетесь в темноте, да к тому же пользоваться фонариком как маячком для привлечения врага. Мне очень понравился этот (бесспорно ожидаемый) элемент, и не только из-за влияния на стелс-тактику. С такими возможностями Риддик становится более подобным крадущемуся в тени хищнику, чем просто ещё одному бродящему по коридорам солдату.

Недочёты? Их в немного. О некоторых я уже упоминал, худший же - игра слишком короткая. На средней сложности она проходится менее чем за двадцать часов, после чего у вас нет ни мультиплеера, ни особого желания её перепройти. Ну разве что комментарии разработчкиков послушать... Вторая серьёзная проблема - ИИ. Враги иногда будут застревать в дверях на несколько секунд, соображая, куда им идти дальше, а иногда - вовсе вас игнорировать. "Сбежавший заключённый? Ба, эка невидаль!"

Заключение

Мелкие огрехи (которых совсем немного) неспособны испортить хорошую игру, что лишний раз доказывает. Это - одна из лучших "лицензированных" видеоигр, известных мне, и одна из лучших игр 2004-го года. Но это моё мнение, а ваше вы вольны создать сами.

Он крадется во мраке холодных стен, глаза, хорошо видящие в темноте, уже следят за жертвой, насвистывая популярную мелодию и сжимая в руках автоматическое оружие, ходит в тяжелых доспехах по коридору тюрьмы. Гадкий защитник против тех, кто скрывается в темноте. Вдруг из тени мелькнуло острие заточки и вонзилось в плоть между двумя плитами брони на спине. Беспечный свист на мгновение изменился приглушенным криком с закрытым, чужой рукой, ртом. Жизнь стремительно покинула тело, и оно рухнуло на пол. Глухой звук прокатился по коридору, и через мгновение не было слышно даже шагов убийцы, который направлялся к своей цели и устранял каждого, кто становился на его пути.

Риддик еще на шаг приблизился к свободе. Подобно тому, как в свое время профессор Толкин высосал из маленького колечка, который появлялся в конце сказки "Хоббит", целую эпическую трилогию "Властелин колец", шведы со Starbreeze Studios придумали целый сюжет для полноценной игры из нескольких слов Ричарда Б. Риддика, одного из персонажей фильма "Тьма" (Pitch Black), которая рассказывала о том, откуда у этого персонажа такой необычный взгляд на вещи, то есть почему он носит сварочные очки и может видеть в темноте.

Какая банальность - игра по лицензии киноленты. Что может быть хуже и пошлее? Пожалуй, лишь игра по лицензии киноленты, которую выпускают для поддержки новой киноленты по этой же лицензии (ведь через несколько месяцев после релиза игры, в кинотеатрах показывали киноленту "Хроники Риддика"). Учитывая такой статус TCoR: EfBB, не следует рассчитывать на что-то стоящее. Однако шведам удалось не только создать самодостаточный проект, но и превзойти первоисточник, которым они вдохновлялись.

TCoR: EfBB - это приквел уже упомянутой "Тьмы", из которого мы можем узнать совершенно новые подробности из жизни господина Риддика и познать на собственной шкуре, как оно быть смертью, что притаилась в тени. По сюжету, Риддика, который уже является ярым разбойников в галактике, привозят в Бухты Мясника - тюрьму на отдаленной планете-руднике, где в обществе сумасшедших надзирателей, помешанных маньяков, убийц, насильников и Шурика ему суждено прозябать до конца своих дней. Однако, Риддик - свободная птица, а потому коридоры тюрьмы на всех ее этажах заполнят реки крови, пока Риддик борется за свою свободу. Характерной особенностью игры является изменчивость жанра. В ней часто приключенческий квест "пойди-принеси-накажи-моих-обидчиков" перерастает в меланхолический стелс с тихими убийствами холодным оружием, а потом неожиданно перетекает в шутер, в котором крики несчастных теряются в тарахтением пулемета на борту боевой машины умиротворения гевигарда, а после неожиданного падения игра становится легким ужастиком с зомбиками или местной фауной, которая лихо выпрыгивает из закоулков. После ожесточенного боя можно снова наслаждаться скрадыванием в тенях ящиков, а после резни в шахте можно вернуться к проблемам заключенных, образовавших свое примитивное общество с его примитивными интригами и проблемами.

Игра условно разделена на три части, каждая из которых имеет своеобразную атмосферу. Но в целом погоду в игре делает весьма талантливый актер Вин Дизель, любезно согласившийся озвучить главного героя, а также выступил в роли главного продюсера игры. Атмосфера игры очень своеобразна: холодные футуристические интерьеры, минимализм окружения, серо-голубая цветовая гамма, облупленная краска на всех возможных поверхностях и общество негодяев - все это навевает грусть, с которого хочется поскорее скрыться, дав хорошую трепку как заключенным, так и надзирателям. А для дачи порки нам предлагают голые руки, а также режущую штрикальню, трощильню и огнестрельное оружие. Кулачные бои реализовано весьма приятно и удобно: с помощью сочетания клавиш направлений и щелчков мышкой, можно проводить серии ударов, которые замочат даже ловкого бойца Бухты Мясника. Использование холодного оружия анимировано хорошо. Для нее предусмотрены различные добивание, избираемых случайным образом. Огнестрелка делится на дробовики и автоматы - ничего особенного. Игра часто отбирает у игрока разное смертельное орудие, напоминая, что основной арсенал Риддика - это его ясный ум, зоркие глаза, умелые руки и жестокое сердце.

Кроме боев и прокрадываний, нам предлагают также полазить по вентиляционным шахтам, позависать на лестницах под потолком, позапускать различные механизмы, поискать несколько карт доступа для разблокировки дверей и т.д.. Но интересной забавой в игре является коллекционирование пачек сигарет. Они разбросаны в разных потайных местах локаций, их можно приобретать в тюремной менялке или получать в награду за успешно проведенный бой на арене. А за каждую пачку в специальном меню нам открывается бонусный контент: арты игры, кадры с тогда еще будущей киноленты, изображения локаций и оружия и т.п.. Этот контент неплохо расширяет представление о мире, в котором живет Риддик.

TCoR: EfBB вышла почти одновременно с такими титанами, как Half-Life 2, Doom 3 и Quake 4 и на их фоне выглядела весьма неплохо. В этой игре в одной из первых использовались объемные текстуры и мягкие тени, что делает ее одной из предсказательниц графики нового поколения. И тогда, и сейчас визуально TCoR: EfBB воспринимается очень хорошо как дизайнерски, так и технически. Конечно, это коридорная стрелялка с элементами стелса, что сказалось на общей стилистике и несколько упростило задачу разработчикам в графическом плане, однако анимация персонажей, движения Риддика, кат-сцены выглядят очень кинематографически и служат хорошей наградой за потраченные время и усилия геймера.

В озвучивании игры, кроме Вина Дизеля, засветились и такие знаменитости, как рэпер Xzibit и Hellboy всех времен и народов Рон Перлман. Есть там и голоса известных сериальных актеров вроде Майкла Рукера, что недавно изображал Мерла Диксона в сериале "И мертвые пойдут" (The Walking Dead). Все это делает игру значительно интереснее, а узнавание голосов знаменитостей приносит неописуемую радость. Музыкальное сопровождение несколько потерялось во времени: по стилистике близок к боевикам 90-х годов прошлого века, но это тоже придает игре определенный шарм.

Учитывая все выше сказанное, можно смело сделать вывод, что The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay - это неожиданный шедевр, который превзошел первоисточник и стал чем-то большим, чем просто игроизацией кинофранчайза. Бодрый геймплей, интересный сюжет, жанровое разнообразие, приятная графика и незабываемая атмосфера - хорошая основание, чтобы даже сейчас поиграть в игру почти десятилетней давности.